ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

Автор разработки, статьи:
Косахбаева Айгуль Жакатаевна
Наименование учреждения:
ОСШ мелькомбината
класс:
-
Тип статьи:
Авторская

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Из опыта работы творческой группы «Жаңа бағыт»

ОСШ Мелькомбината Ескельдинского района

Алматинской области

Новая эпоха выдвигает новые требования и предъявляет образованию новые задачи.Следовательно, должны измениться и приоритеты в образовании. Новые подходы в обучении детей, соответственно, требуют и новых подходов в обучении учителей. Для того чтобы обучение учителей было эффективным, недостаточно просто ознакомить их с текстовой информацией о 7 модулях, о новых подходах в обучении или о среднесрочном планировании. Нужно, чтобы учителя, работая в группе, научились применять знания на практике, а потом аналогичным образом организовали процесс обучения учеников на уроке. Именно поэтому в первую очередь нужно говорить о важности повышения профессионализма работников образования, встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, освоение современных педагогических технологий, саморазвития и полноценной самореализации в избранной профессии. Ведь чтобысоответствовать современным ожиданиям учеников, свободно ориентирующихся в мировом информационном поле, сам педагог должен постоянно учиться и находится в постоянном творческом поиске. Настало время, чтобы учитель научился рассматривать свою деятельность не как наработанный годами, слаженный механизм, а как на гибкую систему, изменяющуюся в соответствии с потребностями реального дня.

Уровни компетентности каждого учителя школы мы, команда развития выявили черезпроведение анкетирования, профессиональной беседы, наблюдения, посещения уроков.

Цель- определение, нахождение и проведение отбора по уровням профессиональных компетенций учителя.

В исследовании приняли участие 25 учителей.Результаты показали: высокий уровень компетентности по всем параметрам показали 4 учителей, что составляет15% от общего числа всех учителей, средний – 17 (65%), низкий – 5 (19%).

Изучая данные, как и предполагалось, высокий уровень мы выявили у учителей опытных, имеющие большой стаж работы, а также такие результаты показали сертифицированные учителя. Эти учителя имеютвысшую и I категорию, 7 из них прошли уровневые курсы. Беседуя и посещая их уроки, мы видим увлеченных своим делом учителей. На уроке перед ученикамиставят увлекательные задачи, задают вопросы, которые вызывают у них живой, творческий отклик, чтобы урок был диалогом, дают задания творческого характера, позволяющие развивать у детей воображение, смекалку, фантазию. 82%учителей умело создают среду для обмена мнениями между группами, парами. И, что самое важное, ученики учатся самостоятельно добывать знания, давать оценку своей деятельности и товарищей, устранять пробелы в знаниях, выявленных в ходе подготовки задания. У 93% учителейдоброжелательные отношения с детьми, создана коллаборативная среда обучения.У них высокий процент качества знаний по предметам. Они не бояться нововведений, коммуникабельны, компетентны, охотно делятся опытом, у них наблюдается высокая работоспособность.

Средний уровень показывают в основном учителя, имеющие стаж работы 5 – 8 лет, у них 1, 2 категория и без категории. Анализируя их деятельность, мы определили, что у 68% учителей наблюдаются понимающее отношениек ученикам, они уделяют внимание каждому этапу урока. 71% учителей редко используют в своей практике методы стимулирования, диалоги, работу в группе, паре, оценивание одностроннее. 65% учителей не достаточно используют на своих уроках задания, целью которых является расширение кругозора учащихся, формирование навыка передавать полученные знания товарищам.Зато многие из нихкомпетентны в информационно – коммуникативных технологиях (72%), легко обучаемы, активны.Конечно, сказывается весьма маленькийстаж работы этих учителей, но они продолжают обучаться, самосовершенствоваться, повышают профессиональный уровень, посещая уроки коллег, их часто можно увидеть в окружении детей.

На урокахони применяют традиционные методы проведения, не уделяют должного внимания этапам урока, методы стимулирования используют редко, методический уровень оставляет желать лучшего. Но они владеют компьютерными программами, посещают уроки наставников, открытые уроки, коучинги, мастер – классы, семинары, проявляют интерес к новым технологиям.

Новые подходы в обучении, соответственно требуют и новых подходов в обучении учителей. Концепции современного образования максимально соответствуеттакая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию современного учителя. Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Коучинг проводился совместно с командой развития школы.Для достижения эффективности работы группы развития школы, мы четкораспределили полномочия и ответственности между членами группы. Роли коучей предложили сертифицированным учителям 1 и 3 уровней, и каждый член группы развития школы выполнял роль ментора- были распределены подопечные учителя.

Обсуждение вопроса о распределении коучей на совместном заседании

Эти учителя имеют большой опыт работы, продвинуты, коммуникативны, обоятельны, они активны, их уважают, прислушиваются к ним. Пройдя уровневые курсы они на деле показали своилидерские качества. Коучипомогают своим коллегам, оказываютвсестороннею поддержку в их начинаниях. Отрадно, что их пример оказал влияние на

учителей 3 уровня, которыесмело пробуют себя в роли коучей в своих мини сообществах.Коучи совместно планируют, тщательно разрабатывают интересные задания, готовят ресурсные материалы, проявляют творчество, чтобы ни один коучинг не был похож на другой, и это у них получается хорошо. После проведения коуч – сессий они вместеизучают обратную связь, анализируют, рефлексируют, что помогает им учитывая недостатки еще лучше планировать следующие занятия, эксперементировать.Анализируяих деятельность на заседаниях команды, мы рекомендуем имразрабатывать больше практических заданий, прослеживать применение таких заданий на уроках, привлекать к своей работе подопечных, родителей, учащихся. Думаем, что мы правильно подошли к этому вопросу: коучи хорошо справляются со своими обязанностями.Изучая обратную связь мы еще раз убедились в том, что авторитет коучей оказывает эффективное влияние и на коллектив учителей и на коллектив учащихся и родителей. Коучинги помогли нам увидеть некоторых учителей и родителей совсем с другой стороны: например мы узнали, что родители 6а класса хорошо рисуют, родители и ученики 8 класса умеют отлично сочинять стихи, учителя же прекрасно танцуют. Учителя, родители и дети уже не так пассивны: они часто советуются с коучами, с пониманием относятся и помогают к друг другу, проявляют инициативу, проявляют интерес ко всему процессу. В этом немалая заслуга наших коучей. На сегодняшний день им удалось сплотить коллектив учителей и актив родителей, раскрыть их творческий потенциал.

Менторинг в школе осуществляли вся творческая группа: 1 учитель 1-го уровня, 3 уровня- 3, которые тоже изъявили желание быть менторами. Команда развития поддержала их инициативу.

Мы, менторы, предложили свою помощь коллегам, желающим обучаться.

Проводя процессменторинга сложилисьдоброжелательные, доверительныеотношения, атмосфера искренности, взаимопонимания ивзаимного сотрудничества.

Профессиональная беседа менти с подопечной

Мывместе обсуждали возникшие проблемы в обучении учащихся, находилисовместноерешение.Мы предоставили своим подопечным весь необходимый материал и ресурсы, совместно прорабатывали темы. Мы не обучали, а направляли своих подопечных, оказывали им постоянную поддержку в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью профессионального становления, как целостной личности педагога. Этот процесс былдвусторонним, например, некоторые подопечныехорошо владеют компьютерными технологиями, использует современные достижения в этой области. А у некоторых на уроках идеальная дисциплина. Поэтомумы попросили им оказывать посильную помощь друг другу в данных вопросах.

Думаем, что взаимное сотрудничество помогло подопечным в совершенствовании своих профессиональных навыков. Посещение уроков, наблюдения показывают, чтона уроках стали больше говорить ученики, они стали задавать своим ученикам больше открытых вопросов, учащиеся стали активнее, их мотивация к обучению повысилась. Этот вывод мы сделалиина основе тех ответов учащихся, которые слышали на уроке. На открытые вопросы учителя ученики, во-первых, давали несколько вариантов ответов, и довольно интересных, оригинальных. Это уже показывает, что ученики начали рассуждать, мыслить и анализировать. Учителя говорили о том, что ответы стали полными, развернутыми и обоснованными. Ответить хотели многие, потому что хотели, чтобы услышали его мысль, его ответ. Учащиеся приобрели навык рефлексирования. Ученики стали мыслитькритически.

Повышение познавательной активности – это значитучить детей так, чтобы им самим захотелось учиться. Для этого учителя должны владеть, различными формами и методами обучения –эффективная работа учащихсяв группах, умелоеприменение на уроках активных методов обучения, стратегий критического мышления, развитие навыков формативного оценивания и другие подходы в преподавании и обучении. И тогданаши дети будут стремиться к тому учителю, где уроки проводятсяинтересно и познавательно, где они смогут свободно излагать свои мысли, рассуждать и предлагать идеи.

Приводим пример некоторых коучинг- сессии для учителей. Цель первого занятия «Сущность коллаборативного обучения»: познакомить с принципами групповой работы, сформировать навыки ее организации, показать как групповая работа влияет на повышение познавательного интереса.В результатеобучениямы планировали увидеть: учителя будут работать в сотрудничествеи научатся организовыватьи применять групповую форму работы.


Без сомнения, пассивных учителей, учителей- наблюдателей на занятии не было, потому что проблема развития познавательного интереса учащихся

на уроке волновала всех учителей, и каждый по- своему старался решить ее, применяя различные формы и методы. Но сейчас мы объединились и уже не в одиночку, а всей командой будем решать данную проблему.На коучинге для меня было важным, чтобы учителя через открытыевопросы, через практическую деятельность- сами поняли, что для того, чтобы научить детей учиться, чтобы заинтересовать их своим предметом, чтобы способствовать повышению их интереса-необходимо применять новыеформы работы с учащимися. Иодним из таких подходов является групповая форма работы.

На фотографий видно, как учителя учились работать в коллаборативнойсреде, изучаликак положительные стороны, таки возможные опасности работы в команде. Через полемику учителя пришли к единому мнению, чторабота в группах с целью решения проблемы-очень действенный способ обучения.

Желание учителей применять групповую форму работы на уроках, говорило нам об эффективности нашего коучинга. При посещении уроков, мы обратили внимание, как изменился психологический климат в классе, дети стали более раскрепощенными и естественными.

Урок русского языка 6-а классУрок английского языка в7-а классе

На коучинг- сессии «Развитие познавательной активности учащихся через применений стратегий и приемов критического мышления»мы обыграли стратегию «6 шляп Де Бано», учителя

поделились своимиприемами, которые применяют на уроках. На коучинг занятии учителя вступали в полемику, обсуждая и оценивая работу других групп. Вносили коррективы и рекомендации. По ходу коучинг занятия было

Стратегия«6 шляп Де Бано»

видно, что учителя самосовершенствуются, расширяют свои знания в контексте темы коучинга. Можно было наблюдать активное включение в процесс работы. Показавтеоретический материал «Стратегии критического мышления», учителя заинтересовались множеством стратегий и приемов и просили поделиться.

Также были проведены множество коучингов и тренингов по7 модулям.

Коучинг- сессия на темы:«Одаренные и талантливые» и «Возростные особенности»

Для повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать формативное оценивание. Мы пересталихвалить учеников, стимулировать, поощрятьза ответы. На занятии мы рассмотрели: что называют формативным оцениванием, в чём преимущества формативного оценивания, где и когда можно его применять икакпоможет формативное оцениваниеучителямповысить активность учащихся на уроке. Мы планировалиувидеть, что в процессе обучения учителя научатся составлять и использовать на практике формативное и критериальное оценивание. Для этого мы предложили имразличныевиды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью сигналов рукой, сигнальных карточек, самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, листы самооценивания при групповой работе, взаимооценивание. Учителя учились составлять критерии оценивания и в ходе защиты постеров оценивали по критериям. Думаем, что коллеги получили большой багаж знаний.

В результатепрограмму 3-го уровня усвоили85% учителей которые не проходили курсы. По школе любой коучинг на любую тему из 7 модулей может провести каждый учитель. Мы думаем, что это отличный результат. Наша творческая группа готова выйтиза рамки своей школы и обучить новым подходам и учителей из других школ.

Сейчас мы полностью пересмотрели позиции педагога и ученика, и, сделав соответствующие выводы, решили применять такую схему работы в своей будущей педагогической деятельности. Применяя данные инновации и привлекая как можно больше учителей-коллег к данной Программе, можно найти заинтересованных в своей работе людей, а это всегда новые знакомства, контакты, неформальное общение, обмен мнениями, что положительно может сказаться в дальнейшей сфере сотрудничества между учеником и учителем

Чтобы достичь ещё больше успехов в обучении, мы не должны останавливаться на достигнутом. Нам нужно углубить свои знания и дальше продолжить изучение и внедрение этой Программы. Мы, учителя получили новый опыт работы с учащимися, пусть мы не полностью удовлетворены своими действиями, но мы на то и учителя, что можем совершенствовать свою деятельность, ведь «Учитель учится всю жизнь». По старому работать мы уже не сможем, а по новому будем стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока мы только начинаем идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Список использованной литературы:

1.Руководство для учителя (ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

2.«Стратегии для преодоления учителями препятствий в обучении» Ильина Е.А

26.01.2017

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!